Публичный доклад 2015
Публичный доклад Управления образования Щигровского муниципального района за 2014–2015 учебный год / под ред. С.В. Анищенкова – Щигры, 2015. – 19 с.
Ежегодный публичный доклад Управления образования Администрации Щигровского муниципального района по итогам 2014-2015 учебного года подготовлен на основе мониторинга образовательных результатов, условий функционирования муниципальной образовательной системы и внешних запросов к системе образования. Доклад включает в себя статистическую информацию, самооценку результатов и условий деятельности, соответствие основным направлениям и приоритетам федеральной, региональной и муниципальной образовательной политики, выявление проблем и постановку задач на предстоящий период развития.
Цель публичного доклада - показать, в какой мере деятельность муниципального органа управления образования обеспечивает полноту предоставляемых образовательных услуг, как реагирует на происходящие изменения, насколько эффективно использует ресурсы и каковы результаты развития муниципальной системы образования района за 2014-2015 учебный год.
Публичный доклад составлен на основе рекомендаций Департамента стратегического развития, изложенных в письме Министерства образования и науки от 28 октября 2010 г. №13-312 «О подготовке публичных докладов»
и адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, педагогическому сообществу, обучающимся и их родителям (законным представителям), работникам системы образования, общественным организациям, представителям средств массовой информации.
Введение
Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Поэтому, сегодня определена главная стратегическая цель в области образования Щигровского района – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества.
Роль и значение системы образования Щигровского района выходят далеко за пределы образовательных учреждений – школы консолидируют педагогическую и родительскую общественность, всех, кого волнует будущее, кто готов работать ради него.
В настоящее время в Щигровском районе ведется серьезная работа с целью перехода образовательных учреждений в режим инновационного развития.
Реализация целевой программы «Развитие образования Щигровского района на 2015-2020 годы» позволила значительно укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений, внедрить новые организационные модели, образовательные технологии и программы. Важным фактором развития образования нашего района остается ПНПО, в рамках которого оказывается поддержка классным руководителям, лучшим учителям, инновационным образовательным учреждениям, талантливой молодежи, осуществляются поставки учебного оборудования.
Деятельность Управления образования Администрации Щигровского муниципального района в 2014-2015 году осуществлялась на основе Положения, в рамках полномочий, закрепленных ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» и в соответствии с планом работы.
В образовательной сфере Щигровского муниципального района создана адаптивная система образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, гарантирующая гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования, начального общего, основного, среднего общего и дополнительного образования. Реализация принципа программно-целевого планирования позволила обеспечить устойчивое функционирование и определенное развитие системы образования Щигровского муниципального района.
На территории Щигровского района функционируют 6 базовых общеобразовательных учреждений, 10 филиалов, 2 дошкольных образовательных учреждения. Все учреждения образования имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности, школы - свидетельства о государственной аккредитации. Общими целевыми установками развития сети общеобразовательных учреждений Щигровского района в прошедшем учебном году являлись:
- повышение качества образования;
-соответствие условий обучения требованиям надзорных органов;
- обеспечение приемлемого уровня безопасности и комфорта обучающихся и воспитанников;
-развитие учительского потенциала.
В течение года Управлением образования проводились мероприятия по целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разработке нормативно - правовых, локальных актов и мониторингу их внедрения, контролю введения новой системы оплаты труда.
Основной акцент в деятельности Управления образования в 2014-2015 году был сделан на мероприятия по модернизации системы общего образования района
и достижение стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
1. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности управления образования
В 2015 году была продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности управления образования и образовательных учреждений.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» постановлением Администрации Щигровского муниципального района утверждены в новой редакции и размещены на портале государственных услуг административные регламенты предоставления муниципальных услуг учреждениями образования Щигровского муниципального района.
Внесены изменения и утверждены в новой редакции Положение об Управлении образования администрации Щигровского муниципального района и его структура, Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений.
Внесены изменения в Уставы образовательных учреждений в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012 года.
2. Цели и задачи муниципальной системы образования
Деятельность управления образования за отчётный период была направлена на дальнейшую реализацию государственной политики в области образования, достижения основной цели: «Повышение качества, обеспечение доступности образовательных услуг, создание безопасных условий для проведения образовательного процесса». Управление образования и педагогические коллективы образовательных учреждений принимают активное участие в реализации комплексного проекта модернизации системы общего образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», перехода на новые федеральные государственные стандарты образования.
Основные направления деятельности муниципальной системы образования:
$1· сохранение и развитие системы дошкольного образования;
$1· развитие вариативных форм дошкольного образования и создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения.
$1· обеспечение доступа к образованию всех категорий населения, сохранение и развитие общедоступной системы дошкольного, основного, дополнительного образования детей;
$1· эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов в сфере образования;
$1· укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;
$1· реализация федеральных государственных стандартов начального общего образования;
$1· дальнейшее распространение информационных технологий в процессе обучения и управления образованием;
$1· развитие муниципальной системы оценки качества образования и разработка механизмов учёта внеучебных достижений обучающихся;
$1· реализация проекта дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях;
$1· совершенствование системы непрерывного повышения квалификации, повышения уровня методологической и технологической культуры педагогов, мотивации к ведению исследовательской, опытно – экспериментальной и инновационной деятельности;
$1· внедрение эффективных технологий обучения и воспитания, способствующих интеллектуальному и духовному развитию учащихся и воспитанников, формированию у них опыта ведения здорового образа жизни;
$1· создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
3. Доступность образования
3.1. Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменений
Управлением образования Администрации Щигровского муниципального района реализованы мероприятия по формированию сбалансированной сети общеобразовательных учреждений и созданию современных условий организации образовательного процесса.
Развитие системы образования во многом определяется той демографической ситуацией, которую переживает в настоящее время общество.
3.2. Дошкольное образование
Система дошкольного образования района включает в себя 7 образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Среди них 2 дошкольных учреждения (МКДОУ «Косоржанский детский сад и МКДОУ «Теребужский детский сад «Сказка»), 5 общеобразовательные школы, имеющие в своей структуре дошкольные группы: 1 группа полного дня в Мелехинском филиале МКОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа» на 25 мест, 2 группы полного дня МКОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа» на 50 мест, 1 группа полного дня МКОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа» на 25 мест, 1 группа полного дня в Гремяченском филиале МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа» на 25 мест, 1 группа полного дня в Большезмеинском филиале МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» на 20 мест.
В Озёрском филиале МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа» и МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа» ведется ремонт с целью открытия 1 группы полного дня на 25 мест и 2 групп полного дня на 50 мест соответственно.
В соответствии со статьей 65 федерального закона об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 г. с 1 сентября 2013 года дошкольные образовательные организации наряду с осуществлением образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования вправе осуществлять присмотр и уход за детьми. Родительская плата при этом устанавливается только за присмотр и уход за ребенком. В соответствии с Решением представительного собрания Щигровского района Курской области в 2014-2015 учебном году средний размер родительской платы в Щигровском районе составляет 877 рублей в месяц.
Семьям, имеющим троих и более несовершеннолетних детей, плата устанавливается в размере 50% от фактического размера родительской платы. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, родительская плата не взимается.
Всего в районе 592 дошкольника от 0 до 7 лет. Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, обеспеченных дошкольным образованием от общей численности детей данного возраста к концу 2015 года составит 28,4%.
Для реализации Указа президента № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» внедрена и успешно работает система «электронная очередь».
В районе сложилась стабильная система дошкольного образования, способная организовать воспитание и обучение на уровне современных требований. Дошкольные образовательные учреждения представляют спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи.
3.3. Общее образование
Деятельность управления образования и общеобразовательных учреждений в 2015 году была направлена на решение вопросов обеспечения доступности и качества общего образования, организации образовательного процесса и контроля освоения выпускниками общеобразовательных программ основного и среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
6 образовательных учреждений Щигровского муниципального района обеспечивают реализацию прав несовершеннолетних детей на получение общего образования.
На начало 2014-2015 учебного года в школах укомплектовано 176 классов с наполняемостью 5,7 человек, общее число учащихся составило 1002 ученика. На начало 2015 – 2016 учебного года планируется комплектование 176 классов с наполняемостью 5,5 человек, общая численность обучающихся – 962 ребёнка. В первые классы придёт на 5 человек меньше в сравнении с 2014 годом – всего 99 обучающихся.
В результате оптимизации сети общеобразовательных учреждений в рамках выполнения Комплекса мер по модернизации системы образования в 2014 г. увеличилось количество детей, нуждающихся в подвозе к образовательным учреждениям.
В 2015-2016 году будет продолжено ежедневное осуществление подвоза обучающихся на восьми автобусах в 5-ти учреждениях, что позволит улучшить условия обучения и сделать более доступным качественное образование.
Все школьные автобусы оборудованы в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения, оснащены навигационным оборудованием «ГЛОНАСС». Помимо этого, в 2014 году в соответствии с законом №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на все автобусы установлены тахографы.
4. Развитие системы оценки качества
С целью обеспечения эффективного информационного отражения состояния образования в районе, отслеживания динамики качества образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением, определения эффективности управления качеством образования создается современная система мониторинга и статистики образования, система оценки качества образования.
Вопрос повышения качества образования стоит в центре внимания педагогических коллективов района. Решение этой проблемы многоаспектно. Один из путей решения данной проблемы мы видим в рассмотрении качества школьного образования как системы и создание для ее развития условий, позволяющих переводить эту систему на высокий уровень целостности.
Формирование государственной системы объективного контроля качества образования в форме ЕГЭ является одним из важнейших направлений по обеспечению государственных гарантий прав граждан по получению полноценного образования.
Единый государственный экзамен в районе проводится в штатном режиме с 2010 года и является независимой объективной оценкой качества подготовки учащихся общеобразовательных школ.
В 2014-2015 учебном году выпускные экзамены в форме ЕГЭ сдавали 76 выпускников общеобразовательных школ и 2 выпускника прошлых лет по 11общеобразовательным предметам. Среди предметов по выбору самыми востребованными в 2014 году оказались обществознание - данный предмет выбрало 52,6 %, математика профильного уровня – 67,1 %, физика, биология -23,6 % обучающихся. Максимальный балл по русскому языку – 95 баллов набрала Фролова Елена (МКОУ «Косоржанская средняя общеобразовательная школа»). По математике - 80 баллов набрала Домарева Татьяна (МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа»)
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку и математике в Щигровском районе за период 2010-2015 гг. позволяет отметить стабильность показателей, характеризующих качество подготовки участников ЕГЭ.
Так, средний тестовый балл, полученный участниками ЕГЭ Щигровского района в 2015 году, составил по русскому языку 62,3 балла, по математике профильного уровня – 56,8. По Курской области этот показатель равен 66 – по русскому языку и 50,2 – по математике.
В этом году пункт проведения единого государственного экзамена был оснащен металлоискателем, а в процессе проведения экзаменов велось видеонаблюдение в режиме онлайн. Нарушений при проведении ЕГЭ выявлено не было.
В 2015 году Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования проводилась в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования от 25.12.2013 №1394 в форме ОГЭ (основной государственный экзамен) для выпускников освоивших программы основного общего образования с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы. В форме ГВЭ (государственный выпускной экзамен) для выпускников 9 класса, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, с использованием текстов для изложения с творческим заданием по русскому языку и контрольных работ по математике . В ОГЭ принимали участие 113 выпускников 9 классов, в ГВЭ – 2 выпускников.
Апробация независимой системы оценки качества освоения образовательных программ основного общего образования позволила начать работу по реализации компетентностного подхода к оценке достижений выпускников основной общеобразовательной школы.
Тиражирование, упаковка и обработка экзаменационных материалов осуществлялось Центром информатизации и оценки качества образования, что позволило соблюсти режим информационной безопасности на всех этапах ГИА-9 и в результате получить объективную картину учебных достижений.
В 2015 году получены следующие результаты экзаменов в 9 классах в новой форме:
Средний балл по русскому языку – 4,15, по математике – 3,85.
В целом, итоги государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов 2014 - 2015 учебного года свидетельствуют о выполнении государственных стандартов образования в общеобразовательных учреждениях района.
В соответствии с федеральным законом об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 г. все образовательные организации приобрели бланки аттестатов и медали установленного образца. По результатам выпускных испытаний 14 выпускников 11 класса получили медали. Девять девятиклассников получили аттестаты особого образца.
В районе апробированы и введены в практику работы отдельные инструменты оценки качества образования: сформирована база по результатам обученности за несколько лет, проводится анализ деятельности образовательных учреждений по результатам итоговой аттестации выпускников, определяются кадровый потенциал образовательных учреждений и рейтинг образовательных учреждений по участию в региональных и муниципальных конкурсах.
5. Модернизация системы образования.
Деятельность Управления образования была направлена на реализацию задач, определенных Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», а также на выполнение комплекса мер по модернизации муниципальной системы общего образования, повышения и доступности образования, улучшения условий организации образовательного процесса, эффективное использование всех имеющихся в муниципальной системе образования ресурсов.
В 2015 году в рамках модернизации системы образования Щигровского района выделены средства на проведение капитального ремонта здания интерната в МКОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа» на сумму 1800 тыс. руб..
Для открытия 2 групп полного дня пребывания детей дошкольного возраста на 50 мест в МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа» на ремонт выделено 6496099 руб. и 1 группы полного дня пребывания детей дошкольного возраста на 25 мест в Озёрском филиале МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа» - 2045604 руб.
В рамках создания в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической кульутрой и спортом, для проведения ремонта спортзалов в МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» и МКОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа» выделены 2960 тыс. руб. и 3000 тыс. руб. соответственно.
В целях создания условий для осуществления инклюзивного образования детей в МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» и МКОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа» было выделено по 1493659 руб. для проведения капитального ремонта в зданиях вышеуказанных школ.
Также во всех школах выполнен косметический ремонт учебных кабинетов, столовых, пищеблоков, спортивных залов. И, что немаловажно - выполнены требования и предписания надзорных органов
Использование современных информационных технологий в образовании позволяет нам изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Для всех образовательных учреждений приобретены интерактивные комплексы для улучшения качества обучения и образования с использованием дистанционных технологий и подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ.
6. Условия обучения. Достижения.
С сентября 2015 года по государственным образовательным стандартам продолжат обучение учащиеся 1-5 классов, а в МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа» по пилотному проекту с сентября 2013 года введен ФГОС ООО, освоение данной программы будет продолжено и в этом учебном году обучающимися 7 класса.
Организовано методическое сопровождение, разработаны образовательные программы с учетом структуры и содержания стандарта начального общего образования. В школах созданы условия обучения, соответствующие требованиям федерального государственного стандарта: кабинеты, игровые и спортивные зоны приведены в соответствие с требованиями СанПиН, установлены автоматизированные рабочие места, приобретены учебно-методические комплексы, имеется доступ к сети Интернет. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации.
Переход на новые стандарты начальной школы актуализировал проблемы создания и развития воспитательных систем в школах. Воспитательные системы образовательных учреждений преимущественно ориентированы на формирование ответственного отношения ребенка к своему здоровью, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников, развитие детской одаренности, социализацию детей и подростков, формирование семейных ценностей.
В районе сложилась система, направленная на поддержку талантливых и одаренных детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Учащиеся вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия: работают научные общества, проводятся олимпиады, научно – практические конференции.
Самым массовым интеллектуальным мероприятием является проведение школьных олимпиад. В 2013 – 2014 учебном году были проведены олимпиады по 19 предметам учебного плана общего образования, в которых приняли участие 199 обучающихся 8-11 классов из 6 образовательных учреждений района. Для проведения олимпиад использовалась материально-техническая база МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа».
По результатам олимпиад определено 131 призовых места, из них 28 обучающихся заняли 1 место, показав хорошие результаты по истории, литературе, математике, праву, биологии, физкультуре, технологии.
В рамках комплекса мер по развитию системы образования в Щигровском районе в образовательные учреждения поступили комплекты спортивного оборудования, что позволило значительно повысить эффективность занятий спортом. Ежегодно спортивные команды принимают активное участие в спортивных соревнованиях различного уровня. Так, в 2015 году команды МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» заняли 2 место в областных соревнованиях по лыжным гонкам, 3 место по шахматам, 3 место в соревнованиях «КЭТ – баскет», команда МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа» - 3 место в областных соревнованиях по спортивному ориентированию, сборная команда общеобразовательных учреждений Щигровского района завоевала 3 место в областном легкоатлетическом кроссе.
Во всех образовательных учреждениях проводятся мероприятия, направленные на формирование у обучающихся представлений о морали и этике, семейных ценностях, религиозной и национальной толерантности, уважение традиций и культурного наследия нашего Края.
Одним из ключевых направлений в работе общеобразовательных учреждений является формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной деятельности. Для реализации этого направления в учебный план включены элективные курсы для старшеклассников с использование дистанционного обучения, ведется курс «Слагаемые выбора профиля обучения», проводятся выставки декоративно-прикладного искусства, различные творческие конкурсы.
Кроме этого, обучающиеся школ достойно представляют Щигровский район и на областных творческих конкурсах. Так, в этом году Неманежина Анастасия, обучающаяся 9 класса МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа», заняла 2 место в областном конкурсе «Лидер года-2015».
Содействие физическому, интеллектуальному, духовному, нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма, гражданственности, толерантности остаются приоритетными направлениями деятельности учреждений образования.
Большую роль в развитии обучающихся в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования играют занятия по внеурочной деятельности. Для повышения качества обучения, большего разнообразия видов предлагаемой внеурочной деятельности в МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа» приняты 2 молодых специалиста, которые будут осуществлять обучение в области технологии, декоративно – прикладного искусства, истории и краеведения.
В 2014-2015 учебном году впервые были проведены районные мероприятия в новом содержании. Общерайонный «День учителя» в форме капустника, где были собраны представители учительства из каждого образовательного учреждения, были приглашены гости: глава Щигровского района Ю.И. Астахов. В такой непринужденной обстановке были вручены почетные грамоты и нагрудные знаки педагогическим работникам, а также благодарственные письма образовательным учреждениям.
Надолго останется в памяти общерайонный «Выпускной бал -2015», на который прибыли выпускники 11 классов всех образовательных учреждений района. Главой Щигровского района Астаховым Ю. И. были вручены аттестаты и грамоты за успехи в изучении отдельных предметов, а наиболее успешные ученики получили заслуженные медали.
Здесь по традиции выпускники услышали напутственное слова учителей и родителей и выразили в свою очередь слова благодарности в адрес педагогических коллективов. Также силами выпускников была подготовлена концертная программа.
7. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
В 2014-2015 учебном году особое внимание уделялось вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. В школах района традиционными стали организуемые в субботу Дни здоровья, в рамках которых проводятся массовые спортивно-оздоровительные мероприятия для школьников с участием родителей и педагогов.
Во всех школах района открыты школьные кабинеты и уголки здоровья. На базе школьных кабинетов организуются профилактические беседы медицинских работников. В районе проводится Спартакиада школьников, школьные и муниципальные этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры». Общим подарком для спортсменов района стало строительство многофункциональной спортивной площадки на базе МКОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа» в рамках программы « ГазПром – детям». В этом году началась работа по оформлению земельного участка под строительство спортивной площадки МКОУ «Косоржанская средняя общеобразовательная школа».
В режиме 5-дневной учебной недели занимается 100% обучающихся 1 классов, обучающиеся 2-11 классов занимаются в режиме 6 – дневной недели. В образовательных учреждениях района реализуется программа «Здоровый образ жизни». Во всех общеобразовательных учреждениях организовано питание школьников посредством школьных столовых: общий охват питающихся – 93 %, из числа посещающих ГПД - 100% учащихся.
8. Совершенствование учительского корпуса.
Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы.
Руководство общеобразовательных учреждений Щигровского района представлено 28 сотрудниками. 100% из них имеют высшее образование.
В школах района работает 258 педагогических работников. Из них высшую категорию имеют- 15 человек (5,8%), первую – 187 (72,4%), вторую – 10 (3,8%).
Доля педагогических работников, стаж которых от 2 до 10 лет составляет 10,1 % от общего числа, стаж от 10 до 20 лет и более – 17,8 %. Численность работающих пенсионеров –20,1 %. Из педагогов образовательных учреждений района 192 человек (74,4 %) имеют высшее образование. Остается низкой и доля молодых педагогов со стажем до 5 лет – 3,5 %. В 2015-2016 учебном году к работе в МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа» и МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа» приступят 3 молодых специалиста.
В последние годы сложилась система моральной и материальной поддержки учительства. Наряду с традиционными конкурсами профессионального мастерства сложился масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей.
С 1 сентября 2014 года вступили в законную силу изменения в положение об оплате труда работников образовательных учреждений, в связи с этим произошло увеличение должностных окладов еще на 13,5 %. На сегодняшний день средняя заработная плата педагогов составляет 24140 руб.
Сложилась определенная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
В 2014-2015 г. было аттестовано 49 педагогических работника, в том числе 2 – на высшую квалификационную категорию, 47 - на первую квалификационную категорию, 11 из них первую квалификационную категорию получили впервые.
За истекший год курсовую переподготовку прошли 66 учителей, из них 18 – курсы переподготовки.
В 2015 г. учитель технологии МКОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа» Свищенкова Е. Г. приняла участие в областном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года – 2015».
Коллектив МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» вышел в финал регионального тура конкурса «Лучшие школы России – 2015».
9. Организация летнего отдыха
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха заключается в том, что она создает условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Планируя организацию всех форм отдыха, мы закладываем мероприятия познавательного характера. Стараемся, чтобы организация досуга, игровой деятельности детей побуждали к приобретению новых знаний, серьезным размышлениям. Ведь только разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребенка, балансирует его мышление и эмоции.
В 2014-2015 году на базе трех школ Щигровского района (МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа», Крутовский филиал МКОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа») действовали лагеря с дневным пребыванием детей. В общей сложности было оздоровлено 122 детей, в том числе 115 из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
$11. Безопасность
Во всех образовательных учреждениях Щигровского района ведется плановая работа по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности. Реализация комплексных мер и мероприятий строится на основе соблюдения требований антитеррористической комиссии и основных законодательных актов.
В образовательных учреждениях используются различные формы и методы обучения учащихся и персонала: беседы, инструктажи, просмотры специальных видеофильмов, занятия, тренировки совместно с правоохранительными органами, Управлением по ЧС, ПБ и ТБ.
Пропускной режим и физическая охрана образовательных учреждений осуществляется штатными вахтерами, дежурными преподавателями и заместителями директора.
Территории образовательных учреждений имеют ограждение. Также все образовательные учреждения оснащены камерами видеонаблюдения.
Все здания образовательных учреждений оснащены автоматическими пожарными сигнализациями, укомплектованы в полном объеме первичными средствами пожаротушения, назначены ответственные лица за пожарную безопасность, откорректированы поэтажные планы эвакуации, имеются средства связи.
В каждом ОУ организовано ведение делопроизводства по антитеррористической деятельности согласно номенклатуре дел. Разработаны и утверждены: паспорта антитеррористической защищенности, графики проведения учений и тренировок с обучающимися и персоналом в условиях совершения теракта (тренировки проводятся ежеквартально), инструкции по действиям руководства и персонала при угрозе совершения теракта. Ежемесячно проводятся инструктажи с регистрацией в соответствующие журналы, в каждом образовательном учреждении оформлены стенды, уголки, экспозиции по антитеррору. Ежедневно проводятся осмотры территорий, зданий, помещений ОУ. Дважды в год проходят комиссионные осмотры на предмет антитеррористической защищенности и экспертизы учреждений по электро- и пожарной безопасности.
11. Заключение
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, иные нормативные правовые акты и стратегические и концептуальные документы определяют стратегические цели и задачи деятельности системы образования Курской области и Щигровского района на 2015-2016 учебный год.
Целью деятельности Управления образования на 2015 год является реализация государственной политики в сфере образования на основе программно-целевого планирования и государственно-общественного управления в соответствии с ориентирами стратегии инновационного развития Курской области.
Приоритетом 2015 года станет деятельность по реализации нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Это означает, прежде всего, разработку и усовершенствование нормативных правовых актов, призванных регулировать функционирование системы образования в новых условиях. Необходима совместная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных учреждений и гражданско-общественных объединений по реализации нововведений, установленных новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в вопросах:
- организации образования на всех уровнях от дошкольного до послевузовского;
- совершенствования финансово-экономических механизмов управления системой образования;
- формирования системы оценки качества образования;
- сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей;
- повышения профессиональной компетентности специалистов системы образования;
- реализации социальных гарантий обучающихся и работников образования.
Также одним из ключевых направлений станет реализация программы «Доступная среда».
Будет продолжена работа по выполнению плана перехода на ФГОС ДО, ФГОС ООО.
В рамках профориентационной работы будет продолжена реализация индивидуальных планов старшеклассников.